Анализ цен конкурентов –важная задача для любого бизнеса. Это метод оценки конкурентоспособности цен, которые предлагаете Вы в существующих условиях рынка. Чем шире у покупателя выбор, тем дороже обходится привлечение покупателей, и тем выше стоимость конверсии – покупки. Один и тот же товар пользователь может приобрести у нескольких продавцов, в первую очередь он смотрит на стоимость.
Для того чтобы выбирали ваш магазин, предлагайте конкурентную цену. Используйте для ее определения специальные сервисы, в которых есть мониторинг рынка и анализ цен конкурентов.
Конкурентная цена на товар – это такой диапазон значений, при которой стоимость товара максимально привлекательна для покупателя. Отдельно стоит выделить такое понятие, как оптимальная цена – это стоимость, которая принесет продавцу максимальную прибыль. Это более сложный показатель, чем конкурентная цена. Он учитывает ценовую бизнес-цели, стратегию, объем продаж и маржинальность.
Чтобы провести анализ цен конкурентов, нужно собрать их цены в единое целое одним из следующих способов:
— Вручную;
— Парсером;
— Использование специализированного сервиса по мониторингу цен конкурентов.
Ручной сбор цен возможен для небольшого ассортимента позиций и займет довольно много времени. Нужно заходить на сайты конкурентов и вручную заносить данные, например, в файл Excel. Также можно приобрести десктопную версию любого подходящего сервиса и парсить данные самостоятельно или платить за парсинг каждого отдельного сайта как за услугу. При использовании некоторых сервисов поиск продавцов и сбор цен будет происходить автоматически, а стоимость проверки одного товара будет фиксированной независимо от количества конкурентов.
План для проведения анализа цен конкурентов
Ценовой анализ конкурентов будет полезен как для стабильно работающих интернет-магазинов, так и для новичков. Благодаря сравнительному анализу цен конкурентов вы:
· узнаете количество своих конкурентов и лидеров в определенных сегментах товаров;
· сможете выбрать оптимальную ценовую стратегию для роста показателей своего бизнеса;
· повысите эффективность своих рекламных кампаний;
· будете быстро реагировать в ответ на перемены в ценовой тактике поставщиков и конкурентов;
· определите насыщенность рынка конкурентными товарами;
· получите возможность точнее планировать свою ассортиментную политику.
Мониторинг и анализ цен конкурентов можно проводить с разной периодичностью. Если вы проводите мониторинг и анализ цен впервые, следуйте такому плану:
· выбор метода сбора цен;
· выбор способа поиска конкурентов;
· сопоставление товаров;
· определение метрик для анализа;
· конкурентная ценовая стратегия;
· анализ цен конкурентов;
· оптимизация цен в нестандартных ситуациях;
· использование возможностей, которые дает мониторинг и анализ цен конкурентов.
Какой из способов поиска конкурентов вы ни выбрали, вам предстоит сопоставление товаров. Необходимо решить, какие товары конкурентов вы будете сравнивать со своим. Рассмотрим типы конкурирующих товаров:
1) Идентичные товары. Фактически это одни и те же товары, имеющие незначительные внешние отличия. Например, одинаковые модели свитеров разного цвета; тетради, отличающиеся только принтом на обложке; леденцы одного бренда с разными фруктовыми вкусами.
2) Однородные товары — это товары с подобными характеристиками, сделанные из похожих деталей, с таким же предназначением. Например, жидкое антибактериальное мыло различных производителей; жевательные резинки разных торговых марок; подсолнечное масло разных брендов.
3) Дифференцированные товары – это похожие, но не однородные товары, которые имеют такое же назначение, но отличаются внешне, по качеству, физическим или техническим характеристикам. Часто их нельзя назвать полноценным заменителем, поскольку каких-то параметров может недоставать, или наоборот, у них может быть добавлен дополнительный функционал.
Вы можете отслеживать цены только на идентичные, или на идентичные и однородные, или только на аналогичные товары. Также однородность рынка предполагает, что покупателю все равно, у какого именно продавца приобрести необходимый товар, то есть он не отдаст предпочтение магазину из-за популярности бренда.
Когда вы принимаете во внимание и дифференцированные товары, ваша оценка рынка будет более объективной. Но анализировать цены на все три группы товаров совокупно нельзя. Стоит использовать информацию о дифференцированных товарах для расширения своего ассортимента.
При выборе метода сбора цен необходимо учитывать и способы поиска конкурентов. Их всего два, но они разные.
Когда подходит: Когда вы хотите знать цены только на определенных сайтах, потому что цены остальных магазинов влияют на ваши продажи несущественно. Этот способ предлагают в основном парсеры.
Плюсы: Отслеживание цен конкретных магазинов.
Минусы: Ограниченное количество конкурентов, необходимость сопоставления товаров из разных магазинов, отсутствие аналитики для анализа цен конкурентов.
Когда подходит: При большой конкуренции. Вы хотите определить конкурентную цену на свой товар среди всех продавцов на рынке, чтобы покупатели чаще делали выбор в вашу пользу. Этот способ используется в специальных сервисах мониторинга цен.
Плюсы: Отслеживание неограниченного количества конкурентов по фиксированной цене, автоматический поиск новых конкурентов, наличие аналитики и API для переноса данных в CRM систему, возможность отслеживать аналогичные товары.
Минусы: Нет возможности отслеживать цены на конкретных сайтах.
Когда с конкурентными товарами все ясно, а цены собраны, необходимо определиться с метриками, которые понадобятся для сравнительного анализа цен. Для каждого отдельно взятого товара это:
· диапазон цен конкурентов – диапазон, в котором находятся цены всех отслеживаемых конкурентов (от минимальной до максимальной);
· количество конкурентов – сколько разных магазинов продают этот же товар (чем больше их найдено, тем объективнее статистика);
· медианная цена – значение, которое делит цены конкурентов так, что половина из них дешевле, а половина – дороже;
· средняя цена – это среднее арифметическое всех цен;
· коридор оптимальных цен – диапазон цен («от» и «до»), соответствующих выбранной ценовой стратегии и бизнес-целям;
· оптимальная цена согласно стратегии – значение цены, которое соответствует выбранной вами ценовой стратегии. Например, на 10 % выше средней, или на 5 % ниже медианной, или минимальная цена минус 1 %.
Если вы проводите ручной мониторинг или используете парсер, вам нужно настроить формулы для расчета этих показателей в таблице Excel. При выборе специализированного сервиса для мониторинга и отслеживания цен уточняйте, какие метрики вам будут доступны в аналитике.
Особую ценность представляют рекомендации по оптимальной цене. Их наличие помогает оптимизировать цены на товары быстро и эффективно. Анализ конкурентов позволяет определить ту цену, которая принесет вам отличное соотношение продаж и прибыли.
Некоторые компании работают без стратегии. Какое-то время это работает, потом нет. Озаботьтесь разработкой стратегии заранее, в том числе и продвижения в интернете. Иногда целесообразно придерживаться разных стратегий для разных групп товаров. Также вы можете привлекать пользователей минимальными ценами на определенную группу товаров, а остальные продавать по средней цене. Для выбора лучшей ценовой стратегии оценивайте влияние колебаний цен на количество продаж и на получаемую прибыль.
Выполнив предыдущие пункты, Вы получаете готовые метрики, которые можно анализировать. Главный ориентир для оптимизации цен – выбранная вами ценовая стратегия.
Отсортируйте свои товары в зависимости от выбранной вами метрики в ценовой стратегии, так вы будете видеть товары с максимальным отличием от средней цены и оптимизировать цены в первую очередь на них.
Если вы используете специальный сервис для отслеживания цен, обращайте внимание на рекомендации по оптимальной цене по отсортированным товарам и меняйте цену на рекомендованную. В остальных случаях смотрите на вышеперечисленные метрики для анализа цен конкурентов, которые вы настроили у себя в файле Excel, и меняйте цены в соответствии с рекомендациями.
Если у вас более тысячи товаров, объективно отследить влияние оптимизации цен на объемы продаж по каждому из них сложно. Более целесообразно оценивать продажи и прибыль в общем по магазину или по категориям.
· Длительность пребывания на рынке вашего магазина;
· Уровень воспринимаемой ценности бренда конкретного товара;
· Уровень воспринимаемой ценности бренда магазина;
· Определение стратегии конкурента;
· Прогнозирование целей продавцов;
· Агрессивные конкуренты;
· Пассивные конкуренты;
· Закупочные цены, наценки, желаемая прибыль, сезонность;
· Скорость реакции конкурентов на изменения на рынке.
Более 81 % пользователей перед покупкой товара сравнивают его стоимость в нескольких магазинах. Если вы отслеживаете и анализируете цены других продавцов, вы уже на шаг впереди тех, кто этого не делает. Какие преимущества вы получаете от этого:
· диагностика объемов рынка, количества конкурентов и наличия лидеров в разных категориях товаров;
· рост продаж и рентабельности инвестиций в рекламу (рост количества транзакций и коэффициента транзакций, снижение стоимости привлечения покупателя и показателя отказов);
· наглядная аналитика по ценам конкурентов для принятия оптимальных бизнес-решений;
· определение оптимальной стратегии ценообразования для максимизации прибыли;
· повышение эффективности ассортиментного планирования;
· лояльность пользователей к бренду магазина в перспективе.
Если подвести итоги, то сравнительный анализ цен конкурентов позволяет оптимизировать закупку и цены, всегда предоставлять покупателям привлекательные предложения и наращивать свои продажи и прибыль. Ценообразование всегда было важным аспектом любого бизнеса. Для e-commerce это ключевое направление, определяющее стратегию развития и размер будущей прибыли. Благодаря разнообразию сервисов на рынке, мониторинг цен конкурентов стал проще и доступнее. Их использование позволяет автоматизировать оптимизацию цен для множества товаров сразу, что очень выгодно с точки зрения экономии рабочего времени и средств.